Хотел бы поделиться своим опытом в обучении
школьников лыжному коньковому ходу. Для этого необходимо иметь горки или
пологие (уклон 2 – 3°) насыпи, которые можно соорудить с группой энтузиастов в
летнее время, а затем ежегодно увеличивать их длину. Ведь рядом со школой
всегда найдётся небольшая ложбинка, к которой можно пристроить спуск.
Желательно также иметь снегоход с резаком. Если его нет, сделайте «струг» —
ручной резак (схема дана в журнале «Физическая культура в школе», № 6 за 1996 г.). Если нет «струга»,
не отчаивайтесь. Отпилите от сломанной лыжи кусок длиной 10 см, толщиной 12 – 15 мм, прикрепите его к
рабочей лыже с помощью трёх шурупов в 10 см от пятки ботинка на скользящей
поверхности. Ту же операцию повторите с другой лыжей, и у вас получится резак,
режет самый плотный снег. Конечно, потренироваться, чтобы получился прямой след!
Затем надо нарезать из древесно-волокнистой плиты (ДВП) толщиной
5 – 10 мм пластины шириной 6 – 7 см, разной длины (30, 50, 70 см), а также пластины
размерами 10×20 см. Покрасить их с двух
сторон в яркие цвета радуги.
Подобные пластины можно вырезать из старых школьных плакатов, пришедших в негодность (не менее 10 штук).
Процесс обучения коньковому ходу я разделил на три этапа: устойчивое
равновесие; полуконьковый ход; коньковый ход.
Дифференциация на всех этапах
обучения обязательна. Поэтому я всегда делаю по две-три и более лыжни, первого, второго и третьего уровня сложности.
Процесс обучения в группах протекает по-разному: меняются содержание,
доминирующая роль тех или иных
методов обучения, их формы, приёмы, стиль взаимоотношений детей и учителя (в
направлении гуманизации учебного процесса).
I этап. Устойчивое равновесие. Это – ключ
к овладению всеми лыжными ходами – как коньковым, так и классическими. После
спуска с горки по лыжне первого уровня сложности дети переводятся на второй и
на третий уровни. Участники каждой группы
на лыжне решают поставленные задачи в стремлении перейти на повышенный уровень
сложности. На занятиях используют изготовленные пластины. Пример: на первом
лыжне дети при спуске без палок перешагивают, удерживая равновесие на одной лыже, через две, три пластинки,
положенные на лыжню, на второй лыжне через пять-шесть, на третьей через шесть-восемь.
В дальнейшем длина пластин увеличивается и может достигать 2 м и более. Пластины разных цветов
ложатся одна к другой, и получается разноцветное препятствие. Учащая количество
пластин на лыжне, вырабатываем у детей навыки равновесия и переноса массы тела с одной лыжи на
другую.
Когда школьники овладеют навыками переноса центра массы тела, переходим к более пологим спускам (уклон 2 – 3°), но уже с
лыжными палками. Овладев навыками
на пологом спуске, переходим на равнину.
Краткая характеристика последовательности обучения на
первом этапе: спуск с горки через пластины
(без палок); спуск с пологой горки через пластины (с палками); бесшажный ход на
равнине через пластины (с
палками).
II этап. Полуконьковый ход. На пологом спуске с уклоном 2 – 5° я нарезаю лыжным
резаком всего один след для
опорной ноги. Разноцветные пластины укладываются «полуёлочкой» сначала с одной
стороны, подбираются более длинные. Длинные – чтобы отрабатывать требуемый угол
проката при отталкивании. Затем пластины укладываются также «полуёлочкой» с
другой стороны относительно лыжни. После овладения навыками определения углов
отталкивания совершенствуем полуконьковый ход через короткие пластины, где дети
сами выбирают угол отталкивания при прокате. Затем переносим занятия на равнину
или применяем передвижение в пологий подъём. Далее при обучении используем
палки.
Количество пластин и лыжней на занятии определяет
учитель.
Содержание второго этапа: полуконьковый ход – левой, правой с пологой горки (без
палок); левой, правой на равнине (без палок, с палками); в небольшой подъём
(без палок, с палками).
III этап. Коньковый ход. Перед началом обучения двухшажному коньковому ходу
без палок, желательно повторить упражнение первого этапа – устойчивое
равновесие. Выполнить спуск через часто уложенные пластины с горки. Процесс
обучения проходит также на пологом спуске с уклоном 2 – 5°. «Стругом»
нарезается несколько лыжней, с обеих сторон от лыжни укладываются в шахматном
порядке короткие пластины на одной линии. После решения учебных задач первых
двух этапов дети «без проблем» переносят массу тела с одной ноги на другую. По
мере овладения коньковым ходом на пологом спуске переходим на равнину, а затем
при обучении используем палки. Все уровни третьего этапа дети проходят сначала
с применением пластин, затем без них.
Содержание третьего этапа: коньковый ход – с пологой горки через пластины и без
них; на равнине через пластины и без них; на пологом спуске через пластины и
без пластин, с палками; на равнине через пластины и без пластин, с палками.
Учителя физической культуры поймут, что здесь дана только схема
занятий, которым присущи поурочное планирование и кропотливый труд с обязательным
применением подвижных игр.
Примечание.
Пластины можно эффективно использовать и при обучении классическим ходам. Если
у вас нет ранее указанных условий, попытайтесь решить задачи на равнине в
упрощённом варианте.
Подвижные
игры
при
обучении коньковым ходам
«Морской бой». Учащиеся
распределяются на команды. Все снимают одну лыжу. Первый участник толчком одной
ногой катится на лыже до остановки – касания снега ногой. С этого места
стартует втором участник. Чья команда дальше укатится, та и выигрывает.
Варианты: катиться на другой лыже; состязаться парами; выполнять два,
три толчка.
«Салки». Сняв одну лыжу, учащиеся распределяются на пары и
пытаются осалить друг друга.
Варианты: прокат осуществлять на другой ноге (лыже); школьники
распределяются на группы; осаливание выполняется броском мяча из цветной мягкой
ткани.
«Волк во рву». Все
занимающиеся — на одной лыже.
«Ворота». Из прутиков
кустарника (они безопаснее в применении, чем лыжные палки) сооружаем ворота.
Вверху прутики соединяем цветными прищепками. Дети выполняют спуск, проезжая в
ворота.
Варианты: прищепками прикрепляем к воротам флажок — кусочек ткани,
бумаги, где написаны цифры, изображены фигурки. Скатившись, ученик тайно
сообщает учителю, что нарисовано на флажке. Флажки с рисунками периодически
менять.
«Математика». Вдоль лыжни,
проложенной на склоне, расставлены круглые флажки из ДВП, в центре круга та
или иная цифра. Учитель даёт задание, а учащийся должен на спуске схватить
флажок с ответом. Пример: 2 + 2 =?
«Животные», «птицы», «рыбки». Вдоль лыжни установлены флажки из ДВП с красочными
нарисованными соответствующими фигурками. Учитель даёт задание, спрашивая:
«Кто летает в небе?», «Кто плавает в воде?», «Кто мычит?» и так далее. Учащиеся
на спуске «вылавливают» ответ.
«Автогонки». Устанавливают
флажки, где изображены автомобили, мотоциклы, велосипеды, самолёты, парашюты,
корабли. Учитель спрашивает, давая задание: «На чём плавают по воде?», «На чём
летают по воздуху?» и так далее.
«НЛО». Учащиеся во
время спуска набрасывают на колышек, поставленный в стороне от лыжни, кольца
из ДВП диаметром 30 – 40 см,
окрашенные в яркие цвета.
«Светофор». Три корзины с
мячами, кубиками, три «ледянки», три кольца из ДВП, окрашенные в красный,
жёлтый, зелёный цвета, расположены вдоль лыжни, проложенной на склоне. Надо при
спуске попасть внутрь кольца заданного цвета мячом, кубиком.
Варианты: мячи, кубики уложены в «светофор» - необходимо их взять во
время спуска.
«Фигуры». Из
пластин, используемых для обучения коньковому ходу, выкладывают вдоль лыжни на
спуске геометрические фигуры. В середину каждой положить цветной мяч или кубик.
На спуске по заданию учителя из определённой фигуры вынуть тот или иной
предмет.
«Баскетбол». Учащиеся
забрасывают мяч в подвешенную на стойке около лыжни корзину во время спуска с
горки.
«Волейбол». При спуске
учащиеся бросают мяч через натянутую на стойках сетку или ленту и ловят его с
другой стороны.
Все игры доступны и понятны. С возрастом учащихся
игры усложняются. Школьники с I по XI класс играют в них с удовольствием.
Приведу ещё один пример. Задача урока: развивать скоростные качества.
Рядом с лыжнёй ставят флажок, где изображена ракета, и, поравнявшись с ним,
ребёнок что есть сил мчится вперёд! Следующий флажок с изображением черепахи
«даёт команду» школьнику скользить медленно.
В заключение выскажу пожелание. Для учителя было бы хорошим подспорьем,
если бы он мог приобрести подобное оборудование из цветной пластмассы в
спортивных магазинах.
В.А.ТРУБИН,
учитель физической культуры,
Печёркинская средняя школа,
Пышминский район,
Свердловская область |