«Становление духовно - нравственных ценностей школьника при работе с краеведческим материалом»,
2010 – 2017 учебные годы
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю опыт краеведческой работы по теме «Становление духовно - нравственных ценностей школьника при работе с краеведческим материалом».
Целью моей педагогической деятельности при работе с краеведческим материалом является совершенствование педагогических условий для формирования проектно – исследовательской компетенции обучающихся в рамках неурочной деятельности. К проектно – исследовательским компетенциям относятся: экспериментальное мышление, «язык» и рефлексивные способности, общий уровень творчества, проявление творчества в проблемной ситуации, способность к проявлению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе, ценностные ориентации, идентичность, эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности, культура мышления, культура поведения.
Целью деятельности для обучающихся является: формирование, становление культуры работы с различной информацией. В обучении востребован метод, формирующий компетенции – умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Достигнутый результат обучения виден через такие показатели: формирование учебно–познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций; качество образовательного процесса; качество проектно – исследовательской компетенции и, как следствие, успешная адаптация в социуме. Для оценивания использую такие показатели, получение и передача информации; постановка цели, анализ, рефлексия, самооценка; работа в группе и представление результата; выбор целевых, смысловых установок, действий; принятие решений в деятельности; взаимодействие через общение; умение слушать; диалог: умение задавать и отвечать на вопросы; непрерывность самопознания; культура мышления, поведения.
В названиях работ заключен определенный нравственный смысл: каждая работа создана о тех, кто живет рядом, с кем можно поговорить, несмотря на высокий статус человека в поселке или деревне.
Обучающиеся каждый год (с 2011 по 2017 учебные годы) принимают активное участие в работе научно – практической конференции (НПК) «Мой первый шаг в науку», краеведческих чтениях и конференции. Ребята представляют внешней экспертизе уровень и качество сформированности самостоятельности, инициативности, высокий уровень самооценки, наблюдательность, независимость в суждениях, стремление выразить собственную истину; способность находить проблемы, генерировать идеи, оригинальность мышления, умение совершенствовать объект.
По заключению экспертных комиссий (работы проходили экспертизу на школьном, районном этапе) работы актуальны, выполнены на местном материале - обучающиеся проводили литературоведческий анализ.
В качестве примера можно сказать о любой из проектных работ, я скажу о нескольких проектно – исследовательских работах.
Пример 1. Учебный проект «Мегалитический комплекс Ахуново, или уральский Стоунхендж» (в рамках урока МХК, краеведческой конференции)
Работая над темой учебной проектно – исследовательской работы «Мегалитический комплекс Ахуново, или уральский Стоунхендж», обучающаяся изучала исторические и фотоматериалы, формировала проектно – исследовательскую компетенцию (см. Прил. 2). Как продукт деятельности представила не только вторичный текст по теме, электронный продукт – презентацию по теме, электронный альбом, но и «Макет мегалитического комплекса» в Ахуново.
Пример 2. Учебный проект «Свяжин Федор Михайлович – выдающийся человек и учитель» (на основе местного материала, в рамках урока МХК, краеведческой конференции).
На основе местного материала. Правнук создал исследовательскую работу, электронную презентацию – напомнил себе о своих корнях, о своем роде, еще раз напомнил всем во время представления работы о культуре исторической памяти. Обучающийся также показал хороший уровень сформированности проектно – исследовательской компетенции; нравственных ценностей.
Пример 3. Учебный проект «Экскурсия «Пышминские дали «Пышминские литературные версты» (на основе местного материала, в рамках урока МХК, краеведческой конференции).
На начальном этапе работы в учебной проектно – исследовательской работе «Пышминские дали «Пышминские литературные версты» (на основе местного материала) участники разделили ответственность: 1 обучающаяся вела исследование исторических источников (насколько был «востребован» Великий Сибирский тракт поэтами и писателями, что они думали и писали по его (тракта) поводу); 1 – вела исследование, каким образом тема Великого Сибирского тракта прослеживается в творчестве местных современных поэтов; 1 – создавала электронный продукт на основании изученных исторических и современных фото, письменных документов.
Занимаясь проектно – исследовательской деятельностью, я применяла методы проблемно – развивающего обучения.
Пример 1 1)Докажи, обоснуй существование обсерватории в Ахуново, ее важность, нужность в реалиях сегодняшнего дня? 2) Возможно ли организовать туристический маршрут по известным местам Башкортостана? 3) С какими трудностями встретится организатор туристического маршрута? Пример 2 1) Докажи, что история жизни и деятельности прадедушки является наглядной историей культурного развития страны на определенном этапе времени? 2) Почему, на каком основании имя Свяжина Ф. М. связано с историей развития района; с историей развития Пышминской школы? Пример 3 1) Докажите, в небольшом поселке Пышма много творческих людей, их творчество пересекается с темой работы. 2)Что нового узнали о Пышме и районе, об авторах в соответствии с темой исследования? 3) Определите, основываясь на фотодокументах, литературном творчестве, что поэтам дорога история развития поселка, района. Одним из видов заданий явился критический анализ стихов поэтов по теме работы.
Все время работы над проектом участники имеют «Инструментарии», способствующие решению возникающих проблем.
Путем применения современных технологий я реализую цель обеспечения содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе взаимодействия представителей местного сообщества: урока литературы – внеклассного чтения, библиотечных работников (школьная библиотека), приглашенных экспертов; тематических встреч в музее – так происходит реализация цели формирования духовно – нравственных идеалов, патриотизма, воспитания на основе приобщения к истокам на примере семьи, школы, малой Родины.
Приобщение школьников к литературе Урала прошлого и наших дней происходит на уроках внеклассного чтения, уроке – Литературной Гостиной, на школьных риторических конкурсах, конкурсах к памятным датам, на библиотечных уроках, на музейных уроках.
Обучающиеся представляют жизнь и творчество Бажова П. П., С. Щипачева, Д-Н. Мамина – Сибиряка, Л. Татьяничевой, В. Крапивина; Пышминских поэтов Ю. Д. Сухова, В. С. Клещева, С. А. Лапиной, О. В. Казаковой, М. Белоногова.
Изучая, представляя на уроке или школьному сообществу творчество земляков, обучающиеся осознают, как богата талантами земля уральская, и, гордясь земляками, порой сами начинают реализовать творческий потенциал, сочиняя рассказы, сказки, очерки, стихи.
Свое творчество обучающиеся представляют как на уроке литературы, на литературной гостиной, так и принимая участие в различных литературных конкурсах на уровне школы, района, области, на всероссийских конкурсах. (Приложение 5, 6, 7)
В течение многих лет, в соответствии с планами деятельности, у нас происходит тесное сотрудничество со школьной, сельской библиотекой – информационными и духовными центрами общения.
Обучающиеся, в соответствии с планом школы, принимают участие в краеведческих чтениях и краеведческой конференции, представляют проектно – исследовательские работы краеведческой направленности: «Герои живут рядом» (О разведчике А. Новоселове), «Производственная бригада Пышминской средней школы», «Творчество Д. Н. Мамина – Сибиряка в понимании современных школьников», «Доброта сказок Д. Н. Мамина – Сибиряка «Аленушкины сказки» и Г. В. Баженовой «Сказки Домового», «Мир природы в творчестве Пышминских поэтов Д. С. Сухова, В. С. Клещева, С. А. Лапиной», «Гражданская направленность поэм «Межа», «Перекресток» Ю. Д. Сухова», «Экскурсия «Пышминские литературные версты», приобщаясь к сохранению прошлого, формируя свои духовно – нравственные идеалы, сохраняя память об истоках своего рода, места, где жили знаменитые земляки.
Такая система работы формирует и воспитывает чувства к родной земле, ее людям, ее прошлому, настоящему и будущему.
Реализация воспитательных возможностей по предмету, во внеурочной деятельности направлена мной на формирование нравственных, духовных качеств личности учащегося, гражданского сознания, бережного отношения к родному языку как национально – культурной ценности.
Применяемые мной современные педагогические технологии ориентированы на развитие личностных компетенций учеников, на создание оптимальных условий продуктивной учебной деятельности по приобретению и применению знаний, на осознание своего места в окружающем мире, последующую социальную адаптацию и устойчивость. |