Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Печёркинская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании младших школьников
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений –все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации, в том числе
и в 4-х классах нашей школы, введён курс «Основы религиозных культур
и светской этики»
Цель учебного курса ОРКиСЭ (слайд)
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» опирается на систему духовно-нравственных ценностей, является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. (слайд)
Курс включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» ( слайд)
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия –и представляется четырьмя основными
тематическими блоками (разделами).(слайд)
Основные культурологические понятия учебного курса –«культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» –являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории и литературы.
На своих уроках данного курса предлагаю различные формы работы: беседы на этические темы, продуктивное чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На уроках наиболее эффективным, на мой взгляд, было использование метода проектов. В течение года были предложены проекты «С чего начинается Родина?», «Герои России» , «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины»., «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Добрые дела в моей жизни», «Традиции моей семьи».
По возможности использую и прием составление сенквейна. Часто использую полюбившиеся детям синквейны.
Добро. милосердие
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Зло
Страшное, подлое
Одолевает, разрушает, убивает
Понятие противоположное понятию добра
Отсутствие любви
Большую помощь при проведении уроков оказывает жизненный опыт детей.
привести примеры:
- государственного праздника
- религиозного праздника
- праздника боевой славы.
- семейного праздника
Как отмечаются эти праздники? Что в них общего? В чём сущность праздника ?
Какие ещё бывают праздники?
Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается
. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Поэтому одним из приоритетных направлений по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями.. Без взаимодействия с семьей, общения с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Работу с родителями осуществляю через применение таких форм деятельности как:
- обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии;
- оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям;
- при изучении тем, связанных к бытовым укладам, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
Использую задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.
Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять этой современной среде, которая калечит души наших детей.(слайд)
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди.(слайд)
Таким образом, курс «ОРКСЭ»» уроки которого, основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, предполагает рост духовно – нравственного развития ребенка.
Текст выступления
Конспект урока "Праздники и календари"
|